Консультация
для родителей
«Развитие мелкой
моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
«Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев».
В.А. Сухомлинский
Зачем
нужно развивать мелкую моторику?
Развитие мелкой
моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей
психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по
воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических
процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной
зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к
письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
При недостатках
развития мелкой моторики руки дети:
- Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
- Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
- В школе имеют очень медленный темп письма.
Дети много и долго
пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной
руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их
слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в
лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию
вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального
подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить,
своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс
формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма,
необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы
соответствующих анализаторов.
Для развития и
совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные
методические приемы
1. Пальчиковая гимнастика
2. Пальчиковые игры
3. Система игровых упражнений и др.
Всё это в
комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному
рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, можно научить
многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к
рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой
изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.
Преимущества
использования нетрадиционных техник рисования.
- Использование
нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих
развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает
положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
- В нетрадиционных
техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.
- Технология
выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
- Нестандартные
подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.
- Нестандартные
способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его
выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих
идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это
значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он
умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник»
творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.
Основные
нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Младший
дошкольный возраст
- рисование
пальчиками;
- оттиск печатками из
картофеля, моркови;
- тычок жёсткой
полусухой кистью.
Старший
и подготовительный возраст
- «ладонная» техника;
- рисование поролоновым
тампоном;
- оттиск печаткой из
ластика;
- фотокопия –
рисование свечой;
- отпечатки листьев.
- кляксография обычная
и трубочкой;
- монотопия предметная
и пейзажная;
- печать по трафарету;
- раздувание краски;
- расчёсывание краски;
- рисование нитками;
- рисование солью;
- батик (рисование по
ткани) и другие.
Хочется остановить
подробнее на нескольких нестандартных техниках.
ПЕЧАТКА.
В начале взрослые
должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают
пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем
аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на
высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью
геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать
салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.
Можно печатку сделать
из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам
вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую
сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать.
ПОРОЛОН.
Сгодиться и кусочек
поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать
по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении
животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также
для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного
покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
Учиться рисовать можно
не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных
НИТОК.
Первоначально на листе
белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется
контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься
клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками
выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос,
рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует
просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка
выпуклым и объёмным.
Ещё один интересный
приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми на
участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по
форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной
кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной
отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике
печатания природными материалами - при печати листьями следует ограничить
смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую
поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Итак, Вы видите, что
заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При
желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно
бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. И главное набраться
терпения! Умелыми пальцы станут не сразу, но обязательно станут!
Комментариев нет:
Отправить комментарий