Дети не только много
узнали о профессиях людей, связанных с помощью людям в трудной ситуации, но и в
реальной игре научились отображать содержание деятельности данных профессий. А мы убедились, что при правильной организации предметно-развивающего
пространства дети чувствуют уверенность в себе и это стимулирует проявления у
них самостоятельности и творчества в
игре.
Мы знаем, что у
человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том
числе. И самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в
нее нужно поиграть!
Дети нашей группы очень
любят играть, а я стараюсь подсказать им сюжет очередной игры. Постоянно
хочется придумать, что-то новое.
Когда в нашем детском
саду организовали конкурс на лучшую сюжетно-ролевую игру профессиональной
направленности, мы на родительском собрании выяснили у родителей, кто может
познакомить детей со своей профессией. В группе оказалось двое родителей
пожарных.
И вот она, новая игра…
Мы решили поиграть с детьми в пожарных. Почитали дополнительную литературу и
работа началась. Я поинтересовалась у детей, знают ли они о возникновении
пожаров и о людях, которые тушат пожар, и поняла, что о пожарах и о спасателях,
ребята знают мало.
Мы разработали паспорт
сюжетно-ролевой игры «Пожарные», где описали актуальность, цели, задачи, этапы реализации
проекта, ожидаемые результаты игры. Определили, какую предварительную работу с
детьми нам нужно провести, чтобы дети получили представление о профессиях,
связанных с тушением пожаров. Продумали развивающие игры по пожарной безопасности. Продумали и описали,
какую развивающую предметно-пространственную среду нужно создать для
сюжетно-ролевой игры «Пожарные».
Создание игры
существенно расширило и обогатило предметно-пространственную среду групп,
конечно, это потребовало и материальных и физических затрат, но большинство
атрибутов и оборудования было сделано руками
творческих педагогов, детей и их
не равнодушных родителей.
В нашей группе нет отдельной
спальни, все выдвижные кровати расположены в групповой комнате, поэтому
возникла проблема - недостаточно места
для размещения нужного игрового материала
Некоторые
педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так
называемой «визуальной красоты и наполняемости». Но при таком подходе к
организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и
такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на
ребенка-дошкольника. Мы сразу решили, что размещение материалов должно быть
функциональным, а не витринным: ребенку должно быть удобно их взять, перенести
с места на место. Все
необходимые для игры материалы мы сложили в удобные и практичные емкости:
пластиковые, картонные, деревянные коробки с яркими метками-значками,
облегчающими выбор.
Для создания
целостной многофункциональной и трансформируемой среды
мы столкнулись с противоречием:
с одной стороны — необходимость пространства
для проявления активности детей, а с другой — ограниченность помещения группы
детского сада. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой
детьми (что особенно важно), реализована нами с помощью применения трансформируемой мебели, позволяющей расширить игровое
пространство в соответствии с выполняемыми задачами. А именно, мы использовали
детские стульчики, превращая их с помощью специально сшитых чехлов, то в пожарную машину, то в
скорую помощь.
Мебель для детей дошкольного
возраста полифункциональна и мобильна, легко трансформируется. Ее отличают
универсальность, соразмерность, сомасштабность. Старшие дошкольники уже могут
самостоятельно передвигать ее, изменять назначение в соответствии со своими
интересами и желаниями.
Так же мы с детьми изготовили мобильную
и многофункциональную модель дома, которая оснащена сквозными отверстиями для
крепления кукол и декораций для разыгрывания различных сюжетов.
Родители помогли сшить и приобрести одежду
специальных служб для детей, закупили
инструмент и игрушки по теме игры, организовали для детей экскурсию в пожарную
часть № 1 города Челябинска. В процессе экскурсии ребята погрузились в атмосферу
профессиональной деятельности пожарных. Нам рассказали о подвигах пожарных.
Познакомили с разными видами огнетушителей; показали, как делается пена для
тушения пожаров. Ребята увидели 3D-макет распространения пожара; их провели по помещениям, где
пожарные тренируются, ведь пожарный должен находиться в отличной физической форме,
где они учатся и даже спят. Показали, как хранится амуниция, как происходит
смена караула. Конечно же, детям позволили вдоволь полазить по спецтехнике и
примерить костюм пожарного.
Дети не
только много узнали о профессиях людей, связанных с помощью людям в трудной
ситуации, но и в реальной игре научились отображать содержание деятельности
данных профессий. А мы убедились, что при правильной организации предметно-развивающего
пространства дети чувствуют уверенность в себе и это стимулирует проявления у
них самостоятельности и творчества в
игре.
Паспорт сюжетно-ролевой игры «Я б в пожарные пошел...»
Цель: знакомство с профессией пожарного, его
значимостью для людей, через сюжетно-ролевую игру.
Задачи:
— расширять
представления о трудовых процессах пожарного, познакомить с предметами
необходимыми в их работе;
— формировать игровые
умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей;
— формирование умений
осознанно действовать согласно профессиональной роли;
— формирование навыков
позитивного общения детей и доброжелательного отношения друг к другу,
взаимодействия во время игры.
Компоненты
игрового модуля.
Художественная
литература: К.И. Чуковский «Путаница», М. Лазарева «Тревога», С.Я. Маршак «Рассказ
о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Пожар», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», Б.
Житков «Дым», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял».
Методический комплекс:
конспекты сюжетно-ролевой игры «Пожарные», С. Вохринцева Методическое пособие «Пожарная
безопасность», Папка-передвижка «Осторожно, огонь».
Дидактические
игры: «Разрешается-запрещается», «Разложи картинки по порядку»,
настольно-печатная игра «Профессии».
Оборудование:
·
Пожарная машина —
чехол: сшита из материала красного цвета, из белой такни сшиты окна и полоски
на машине; из черной клеящей бумаги прикреплены колеса. Все части машины
крепятся на стулья.
·
Костюмы пожранных, врачей: сшиты из подкладочной
ткани.
·
Пожарный щит с инструментами: сделан
руками родителей и детей из фанеры.
·
Дом: сшит из подкладочной ткани,
прикрепляется к мебели на липучки (прищепки).
·
Огнетушители, рукава, топоры: сделаны из
бросового материала.
·
Лестница: сделана руками детей (техника —
аппликация).
Список литературы:
1. Краснощекова Н.В.
Сюжетно-ролевая игры для детей дошкольного возраста – Феникс. - 2010. - 251 с.
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013
г. № 1155).
Комментариев нет:
Отправить комментарий