В статье описаны современные формы
и методы работы с детьми дошкольного возраста по формировании мотивации к
здоровому образу жизни.
Ключевые слова: здоровьесберегающие
технологии, методы, здоровый образ жизни, мотивация, физическое развитие.
В
настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения,
поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе
жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и
развитии дошкольников. Здоровье человека зависит от стиля жизни, который характеризует
поведенческие особенности жизни человека, а поведение человека зависит, в
первую очередь, от воспитания. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем
выражается в понятии здоровый образ жизни. Установка на здоровый образ жизни у
человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного
педагогического воздействия.
Известно,
что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического
и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов,
становление функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так
важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и
незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней
заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребенка. Реализуется
работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через
образовательную деятельность, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу,
самостоятельную деятельность. Формы, методы и приемы работы с детьми самые
разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятие-беседы
познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры,
игровые упражнения, эксперименты и опыты, тесты, видео и аудиозаписи.
Физическое
здоровье детей неразрывно связано с его психическим и эмоциональным
благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок»,
основной задачей являются мероприятия по оздоровлению и физическому воспитанию
детей. Поэтому приоритетным направлением своей педагогической деятельности я
выделила применение в условиях детского сада – здоровьесберегающих технологий.
Формируя
устойчивую мотивацию у детей и родителей к здоровому образу жизни я использую
современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие
принципам здоровьесохраняющего обучения. Здоровьесберегающие технологии – это
система взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В своей
работе я использую обучение детей средствам и методам своего физического
состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных
средств оздоровления для поддержания своего здоровья, такие как пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, сказка терапия,
музыкальную терапию, песочную терапию, с манной крупой, дыхательную гимнастику
и др. Для меньшей утомляемости детей, во время занятия проходят динамичные
паузы в стихотворной форме. Пальчиковая гимнастика оказывает воздействие на
кончики пальцев, стимулируя прилив крови к рукам и активизируя умственную активность.
Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью
повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также
выносливости при физических нагрузках, мы применяем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика проходит в различных формах и способствует нормализации
и оптимизации работы организма. Гимнастика для глаз проводится в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки. Релаксация помогает ребенку расслабиться,
успокоится, снять эмоциональное напряжение. Использование указанных
оздоровительных технологий проходит в
игровом варианте: обучение и оздоровление проходит с легкостью, упражнения и
оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Подвижные игры
занимают особое место в развитии ребенка. Дети совершенствуют двигательные
умения и навыки в игровой форме, формируют умение ориентироваться в
пространстве, развивать ловкость и быстроту. В процессе игры дети учатся
слаженно работать в команде, дружить и сопереживать сверстникам.
Целью
моей работы с детьми было не только обеспечить каждому ребенку дошкольнику
возможность сохранения здоровья, но и сформировать у них необходимые знания,
умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания
в повседневной жизни.
Оптимальный
двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу
составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом,
эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических
способностей детей, сохранения здоровья и двигательных навыков. Утренняя
гимнастика помогает ребенку настроиться на позитивный лад и активизировать все
группы мыщц. Занятия по физическому развитию помогают освоить ребенку все виды
двигательной деятельности по возрасту. Самомассаж с использованием нетрадиционных
средств помогают ребенку повысить защитные силы организма и поднять
эмоциональный тонус. Активный отдых дает детям много положительных эмоций,
огромный заряд бодрости. После дневного сна детям предлагается встать спиной к
стене, касаясь ее пятками, ягодицами, затылком. Постоять в таком положении «Как
солдат на посту» в течении 10-15 секунд. Проверка осанки стала нашим ежедневным
правилом, потому что формирование правильной осанки является важнейшей задачей
в оздоровлении и физическом воспитании детей.
В
упражнения для профилактики плоскостопья включают все виды деятельности: ходьба
на носках; по ребристой доске; толстому шнуру; на внешней стороне стопы; с
перекатом с пятки на носок; катание пятки ступнёй и пальцами ног; захват и
подъем пальцами мелких предметов (палочек, карандащей, шишек, камушек). Эти
упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.
Стресс
может так же стать причиной многих детских заболеваний. Для снятия стрессов у
детей используют элементы самомассажа, коллективного массажа, а так же
вибрационной гимнастики. В основе вибрационных упражнений практикуют
естественные движения детей: это – стряхивание с себя капель воды, дождя,
снега. Самомассаж продлится в игровой форме: «Поиграем с носиком»; «Поиграем с
ручками»; «Поиграем ушками»; «Поиграем ножками» и т.д.
Сочетание
массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма.
Применение крупяной терапии позволяет снять мышечную напряженность,
стабилизировать эмоциональное состояние, совершенствовать зрительно-пространственную
ориентировку, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую
моторику. Песочная терапия положительно влияет на эмоциональное состояние и
является средством для развития, саморазвития и гармонизации внутреннего состояния
ребенка. Песочная терапия снимает детскую раздражительность, агрессивность,
плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. Музыка наиболее древняя и
естественная форма коррекции эмоционального состояния, помогающая снять
психическое напряжение, успокоиться и сосредоточиться. Сказкатерапия вызывает
эмоциональный резонанс. Это отличный способ снять стресс, переключить внимание
ребенка с негативного на позитивное.
Установка
на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате
определенного педагогического воздействия. Для того, чтобы дети хотели и вели
здоровый образ жизни очень важна мотивация. Для формирования мотивации к
здоровому образу жизни у воспитанников нужно использовать различные методы и
приемы:
Метод убеждения
(Рассказ, беседа, лекция и т.д.)
Метод приучения
(Соревнование, игра, поручение, задания и т.д.)
Метод личного
примера
Метод поощрения
(Похвала, ситуации доверия, награждение)
В
своей работе широко используем наглядность – уголок Здоровья, лэпбуки «Полезная
и вредная еда». «Я и мое тело», «Откуда берутся болезни».
Уверена,
что используемые мною в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у
дошкольника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок
включается во все виды деятельности, он оптимистичен, жизнерадостен, открыт для
общения с педагогом и со сверстниками. И это главное для успешного развития
личности.
Список
литературы:
1.
Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование
в условиях детского сада. – СПб.: «Детство – пресс», 2014
2.
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – М., 2004
3.
Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. Учебно –
методическое пособие. – СПб.: «Детство –
пресс», 2011
4.
Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально –
оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических
работников. – М.: Арктика, 2000
Комментариев нет:
Отправить комментарий