ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МО-ТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В статье описаны современные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формировании мотивации к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, методы, здоровый образ жизни, мотивация, физическое развитие.

В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Здоровье человека зависит от стиля жизни, который характеризует поведенческие особенности жизни человека, а поведение человека зависит, в первую очередь, от воспитания. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребенка. Реализуется работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через образовательную деятельность, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятие-беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, тесты, видео и аудиозаписи.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с его психическим и эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», основной задачей являются мероприятия по оздоровлению и физическому воспитанию детей. Поэтому приоритетным направлением своей педагогической деятельности я выделила применение в условиях детского сада – здоровьесберегающих технологий.

Формируя устойчивую мотивацию у детей и родителей к здоровому образу жизни я использую современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения. Здоровьесберегающие технологии – это система взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В своей работе я использую обучение детей средствам и методам своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья, такие как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, сказка терапия, музыкальную терапию, песочную терапию, с манной крупой, дыхательную гимнастику и др. Для меньшей утомляемости детей, во время занятия проходят динамичные паузы в стихотворной форме. Пальчиковая гимнастика оказывает воздействие на кончики пальцев, стимулируя прилив крови к рукам и активизируя умственную активность. Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы применяем дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика проходит в различных формах и способствует нормализации и оптимизации работы организма. Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Релаксация помогает ребенку расслабиться, успокоится, снять эмоциональное напряжение. Использование указанных оздоровительных технологий  проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление проходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Подвижные игры занимают особое место в развитии ребенка. Дети совершенствуют двигательные умения и навыки в игровой форме, формируют умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость и быстроту. В процессе игры дети учатся слаженно работать в команде, дружить и сопереживать сверстникам.

Целью моей работы с детьми было не только обеспечить каждому ребенку дошкольнику возможность сохранения здоровья, но и сформировать у них необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей детей, сохранения здоровья и двигательных навыков. Утренняя гимнастика помогает ребенку настроиться на позитивный лад и активизировать все группы мыщц. Занятия по физическому развитию помогают освоить ребенку все виды двигательной деятельности по возрасту. Самомассаж с использованием нетрадиционных средств помогают ребенку повысить защитные силы организма и поднять эмоциональный тонус. Активный отдых дает детям много положительных эмоций, огромный заряд бодрости. После дневного сна детям предлагается встать спиной к стене, касаясь ее пятками, ягодицами, затылком. Постоять в таком положении «Как солдат на посту» в течении 10-15 секунд. Проверка осанки стала нашим ежедневным правилом, потому что формирование правильной осанки является важнейшей задачей в оздоровлении и физическом воспитании детей.

В упражнения для профилактики плоскостопья включают все виды деятельности: ходьба на носках; по ребристой доске; толстому шнуру; на внешней стороне стопы; с перекатом с пятки на носок; катание пятки ступнёй и пальцами ног; захват и подъем пальцами мелких предметов (палочек, карандащей, шишек, камушек). Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

Стресс может так же стать причиной многих детских заболеваний. Для снятия стрессов у детей используют элементы самомассажа, коллективного массажа, а так же вибрационной гимнастики. В основе вибрационных упражнений практикуют естественные движения детей: это – стряхивание с себя капель воды, дождя, снега. Самомассаж продлится в игровой форме: «Поиграем с носиком»; «Поиграем с ручками»; «Поиграем ушками»; «Поиграем ножками» и т.д.

Сочетание массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма. Применение крупяной терапии позволяет снять мышечную напряженность, стабилизировать эмоциональное состояние, совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Песочная терапия положительно влияет на эмоциональное состояние и является средством для развития, саморазвития и гармонизации внутреннего состояния ребенка. Песочная терапия снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. Музыка наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоционального состояния, помогающая снять психическое напряжение, успокоиться и сосредоточиться. Сказкатерапия вызывает эмоциональный резонанс. Это отличный способ снять стресс, переключить внимание ребенка с негативного на позитивное.

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Для того, чтобы дети хотели и вели здоровый образ жизни очень важна мотивация. Для формирования мотивации к здоровому образу жизни у воспитанников нужно использовать различные методы и приемы:

Метод убеждения (Рассказ, беседа, лекция и т.д.)

Метод приучения (Соревнование, игра, поручение, задания и т.д.)

Метод личного примера

Метод поощрения (Похвала, ситуации доверия, награждение)

В своей работе широко используем наглядность – уголок Здоровья, лэпбуки «Полезная и вредная еда». «Я и мое тело», «Откуда берутся болезни».

Уверена, что используемые мною в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у дошкольника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок включается во все виды деятельности, он оптимистичен, жизнерадостен, открыт для общения с педагогом и со сверстниками. И это главное для успешного развития личности.

 

Список литературы:

1. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – СПб.: «Детство – пресс», 2014

2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – М., 2004

3. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. Учебно – методическое пособие.  – СПб.: «Детство – пресс», 2011

4. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. – М.: Арктика, 2000


Вернуться

Комментариев нет:

Отправить комментарий